К У Л Ь Т У Р А















Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. В республике живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры, а также культурных и исторических ценностей.
Вообще, говоря о культуре, нельзя не отметить, что в Татарстане 12 профессиональных театров, филармония, несколько государственных оркестров, ряд издательств, 88 государственных музеев, свыше 300 ведомственных музеев, 1717 библиотек.
Символика Республики Татарстан - культурное достояние всего татарского общества. В 1991 году начались выборы государственного герба Республики Татарстан. В ходе дискуссии о гербе свой вариант предложил кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Ш. Марджани (известный татарский историк-бытописатель XIX века) Н. Ханзафаров. Он считал, что центральное место в гербе Татарстана должен занять крылатый барс. Еще в VII веке волжские болгары использовали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства, покровитель данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость.
На боку барса изображен щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.
Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Татары издавна говорили о нем как о самом священном и могущественном источнике света и жизни на земле. Красное солнце имеет не только божественное значение, но и символизирует безоблачность, непорочность и чистоту, олицетворяет доброе знамение.
Обрамляет герб по зеленому колцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, так как Республика расположена в междуречье трех крупных рек Европы: Камы, Волги, Вятки. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана (изображение тюльпана всегда преобладало в орнаменте казанских татар). Орнамент ниспадает к надписи "Татарстан", как бы переходит в нее. Круглая форма герба обозначает щит.
В таком варианте герб исполнил художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Р. Фахрутдинов. Так произошло возрождение древнего крылатого барса - символа независимости Республики Татарстан.
Автором Государственного флага Республики Татарстан является народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Гиниатович Хазиахметов. Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Белая полоса составляет 1/15 шиpины флага и pасположена между pавными по шиpине полосами зеленого и кpасного цветов. Зеленая полоса навеpху. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь. Автором музыки Государственного гимна Республики Татарстан является выдающийся татарский композитор Р. Яхин.
Государственный гимн исполняется в соответствии с правилами, утвержденными Законом "О государственных символах Республики Татарстан".
К культуре Татарстана по праву можно отнести и ювелирное дело. Металлические украшения изготовля­лись поначалу из меди, позднее из сереброа, бронзы. Однако основными материалами для из­готовления ювелирных украшений со временем становятся золото и серебро. Прошли тысячелетия. Усложнилась технология изготовления ювелирных изделий, обогатились способы их декоративного оформления, но основные приемы ручной обработки в ювелирном деле не претерпели существенных изменений.
Достижения татарского народного ювелирного искусства особенно ярко отразились на ювелирных украшениях, связанных с национальным костюмом, главным образом женским. Предки поволжских татар - булгары - с момента появления их на территории Среднего Поволжья тесно контактировали с местными финно-угорскими народами, обме­нивались с ними культурными достижениями. Поэтому некоторые типы ювелирных украшений татар и соседних финно-угорских народов имеют много общего как по форме, так и по оформлению их монетами, кораллами.
На татарских ювелирных украшениях, так же как и на других элементах их культуры, ощутимо влияние Востока. Нередко художественная культура Востока первоначально доходила до булгар в сильно трансформированном виде. Она передавалась через посредство степных кочевников Хазарии. На стыке культур зарождались смешанные новые формы. Новые элементы воспринимались прежде всего в том случае, если их можно было приспособить к эстетической природе народных традиций. На татарских ювелирных украшениях заметно влияние также русской культуры, имевшее место и в ранний период. Известно, что в XII-XIII вв., в период подъема городов и ремесленного производства, несмотря на политические противоречия и войны, булгары активно торговали с русскими княжествами. Поэтому неудивительно, что некоторые булгаро-татарские украшения в исходных формах нередко восходят к русским прототипам.
«Татарское ювелирное искусство достигло наивысшего расцвета к середине XIXв. Крупнейшим центром производства татарских ювелирных укра­шений была Казань, причем значительная часть ювелиров прожи­вала в Новотатарской слободе. Изготовлением украшений занима­лись и в Заказанье, особенно в селениях современного Сабинского, Арского, Мамадышского районов. В некоторых деревнях Сабинского района (Тенеки, Юлбат) это дело развито и сейчас.
Татарские мастера владели всем арсеналом ювелирной техники, часто сочетая в изготовлении одного изделия разные приемы. Украшения, как правило, изготовлялись в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями.Что касается цветовой гаммы, преобладают голубой и зеленый цвета всех оттенков. Довольно часто встречаются фиолетовые и желтые тона. Красный цвет сравнительно редок.
Интересным ювелирным украшением головы или головного убора у татарок служила головная повязка (баш хаситэсе). Она представляет собой металлическую цепочку из листовидных звеньев с прикрепленными к ней бляхами, изящно ниспадавшими на лоб женщины.
Возможной аналогией налобному украшению баш хаситэсе яв­ляется другая головная повязка мацгай тэнкэсе, бытовавшая у некоторых групп елабужских и восточно-закамских кряшен.
Широко распространенными украшениями татарских женщин всех возрастов и социальных групп являлись серьги. У татарок бытовали самые разнообразные типы сережек. Это и известные еще с булгарских времен серьги в форме знака вопроса, представляющие собой несомкнутое кольцо с отходящим вниз верти­кальным стержнем, завершающимся напускной бусиной или металлическим шариком, и многочисленные варианты кольцевых сережек, особую популярность из которых получили серьги в форме лунницы и серьги, состоящие из 2-3-х вертикально соединенных частей, к которым, как правило, прикреплялись подвески.
Среди шейно-нагрудных украшений татарок особо эффектным и оригинальным является яка чылбыры - воротниковая цепочка.
Яка чылбыры - национальное этнически специфичное украшение татарок, не имеющее аналогов у других народов Поволжья и Приуралья, за исключением башкир, ювелирное искусство которых находилось под влиянием татарского.
Среди шейно-нагрудных ювелирных украшений несомненный интерес представляют ожерелья, из которых наиболее популярны были ожерелья в виде металлической или бусинной цепочки с подвесками (из блях, монет, филигранных пуговиц, камней в оправе).Ожерелья - глубоко традиционные украшения татарок.
В большом количестве татарские мастера-ювелиры изготовляли и брошки.
Hosted by uCoz